Давать определение духовому манку, думаю, будет лишним, так как это простой духовой инструмент, функцией которого является выдуть нужную звуковую модуляцию во время охоты и тем самым заинтересовать и подманить на достаточное для выстрела расстояние животное или птицу.Духовые манки используются не только для охоты, в последнее время большую популярность набирает фото-охота, считающаяся гуманным видом взаимодействия с животным миром.Также, манки используются для изучения повадок животных и привлечению для их излечения.Очень редко во время охоты манки используются без дополнительных приготовлений и снаряжения.Как пример, во время охоты на гуся в сезон весна-осень дополнительно с манком используется сложная система маскировки, без которой приманивание гуся не принесёт нужного эффекта.

Маскировка предполагает целый комплекс действий:

  • Создание и установка скрадка, с дальнейшей его маскировкой подручными материалами за частую устанавливается на сезонных путях перемещения гусиных стай.
  • Размещение на предполагаемом месте охоты искусственных флюгеров гусей, правильно размещенные и качественно выполненные чучела плюс грамотная работа манком-почти всегда достигают успеха.

Гусиная охота выбрана как пример взаимодействия манка с другими факторами на охоте на ту или иную дичь.Правильная маскировка, качественные чучела либо механические приманки дадут нужный результат и не будут лишними.

Разделение манков по видам:

  • Манки на птиц с возможностью голосовой имитации: гусиных и утиных групп (как наибольших по числу видов входящих), а также других птиц (куропатка, тетерев, рябчик, фазан и др).
  • Манки на копытных (лось, косуля, кабан) и манки на хищников, в которых в качестве голоса используется звуки, имитирующие слабость привычных для хищника объектов охоты (крик раненого животного, писк мыши).

Каждый из видов манков имеет свой заданный радиус работы, как на ближних так и на дальних дистанциях.Некоторые виды охоты, как пример возьмем утиную охоту, предусматривают работу сразу несколькими манками для эффективного привлечения разных возрастных групп утки.

Устройство духового манка и принцип его действия довольно прост и почти не отличается у большинства его видов.Основным местом, где происходит вся магия модуляции является резонирующая камера, разделенная перегородкой с лазом, в котором расположен специальный язычок для формовки потока воздуха.

Более детально процесс голосовой модуляции выглядит так:

  • В манок поступает сильная воздушная струя (посредством глубокого выдоха)
  • Эластичный язычок внутри манка начинает вибрацию, тем самым делая нужную частотную модуляцию
  • Камера резонанса многократно увеличивает силу этих звуков до нужной громкости (можно подобрать манки по громкости)

Если сравнивать работу манка и голосового аппарата животного, то они имеют схожие принципы работы.Форма камеры, цепкость язычка и другие моменты эксклюзивны для каждого вида манка.Поэтому, кроме наличия у охотника манка должно присутствовать и умение им воспользоваться.

Если с конструкцией манков все более или менее однозначно, то с материалом изготовления есть множество нюансов.Наиболее популярными материалами в современном производстве манков являются дерево, поликарбонат и акрил.Часто, в качественных манках можно встретить все три материла, отдельно стоят манки из метала на определенную птицу и манки из кости животного.Совсем редко, в качестве материала используется резина (в основном для ручных пневматических манков).

Цена манка в основном зависит именно от материала, который был использован для его производства, наиболее дорогим и качественным считается акрил, работа такого манка всегда будет стабильной в любых погодных условиях.

Акриловый манок имеет ряд преимуществ:

  • Более насыщенный звук и его тембр
  • Стойкость к погодным факторам (жар, холод, влага)
  • Долговечность, которая в разы больше, чем у дерева и поликарбоната
  • Устойчивость к внешним повреждениям

Деревянные манки очень зависимы от окружающих условий работы и нуждаются в дополнительном уходе после каждой охоты, а также правильном хранении.Дерево не любит влаги, потому следует манок сушить и хранить в сухом месте.Вид дерева также существенно влияет на издаваемый звук, наиболее ценными являются манки из: кокобола, пасандра, ореха, а также манки из черного дерева.Модифицированная древесина с улучшенными показателями существенно добавляет манку стоимости, но в то же время показатели такой древесины вплотную доходят до уровня акрила.Манкам из дерева свойственна специфическая хрипотца, именно благодаря ей они все еще популярны.

Поликарбонат-самый доступный из трех материалов, используется во всех бюджетных манках.Манки из поликарбоната не требуют особого ухода, имеют стабильный звук, более просты в освоении.Но имеют проблемы при экстремальных погодных условиях.

Барель манка-лишь один из основных элементов, другим, не менее важным является мундштук, который так же делится на несколько видов (одно, двух, трех и полтора язычковый).Выбор мундштука не менее важен.Для новичка наиболее удобным будет двухязычковый манок, работа с таким манком не затейлива и допущенные промахи в модуляции серьезно не повлияют на результат.Негативной стороной двухязычковых манков является возможность их залипания при плохих погодных условиях (влажность, мороз).
Одноязычковые манки удел тренированных профессионалов, звучание таких манков наиболее приближенное к реальному, а ценой фальшивой подачи в таком манке обычно становится утраченный трофей.Навык голосовой модуляции требует длительных и усердных тренировок.

Громкость манка это третий фактор, на который следует обратить внимание, в случае утиных манков, классификация идет по размеру водоёма (большая, малая и средняя вода), в других манках деление на громкие, средние и малой громкости.

Четвертым и последним фактором является предварительная настройка манка.Ручная настройка манка существенно влияет на его ценник, но звучание настроенного и ненастроенного манка иногда кардинально разные, что влияет на его эффективность.Помните, что настройку манка легко сбить, поэтому без лишней необходимости не раскручивайте манок.

Рекомендации по использованию и выбору манка:

  • Громкий манок актуален для больших открытых мест, при нахождении зверя в отдалении
  • Акриловый манок более раскатистый, нежели деревянный
  • Малый звук манка нужен для утренних часов и закрытых мест, применим для не больших дистанций и для подманивания зверя из труднодоступных мест.
  • Звучание тихих манков из дерева в разы качественнее акриловых собратьев
  • Глухое звучание манка в утиной охоте дает приказной тон для опытной утки
  • Запас разных манков на охоте это признак опытности, так как использование нескольких манков завлекает разные возрастные группы.
  • Сочетание чучело-манок на ближних и средних расстояниях особенно эффективно.
  • Деревянный манок особенно реалистичен при эго специфическом хрипе

В охоте нельзя пренебрегать одним фактором ради другого, стоит грамотно расставлять приоритеты, не стоит забывать про маскировку и стрельбу на упреждение.Самым оптимальным временем для использования манка является ранее утро и поздний вечер.На утино-гусиной охоте в летний\осенний сезон птицу манят в густую зеленную зону.Период конца лета и начала осени наиболее неподходящий для манения, так как у утки происходит линька, которая заставляет ее быть предельно осторожной и с опаской относится к любым звукам.
Весна-сезон возращения перелётной птицы и путей их обратной миграции множество.Найти место и правильно подобрать маскировку (костюм, скрадок, засидку)- залог успешной весенней охоты.
Наличие манка, не означает постоянную с ним работу, все делается в меру и манок не исключение, редкие и громкие звуковые имитации, с чередованием пауз, такова правильная работа манка.
Средние по уровню громкости манки советуются начинающим охотникам, так как они универсальные и подходят под почти любые задачи.

Несколько советов по обращению с манком:

  • Держится манок промеж большого и указательного пальца на самом зауженном месте, с расположенной на весу ладонью для регулировки интенсивности звучания.
  • Рука с зажатым манком подносится к губам с боку мундштука.Далее, следует резко выдохнуть воздух диафрагмой, без помощи щек и живота.Прервать выдох следует гортанью.
  • Избегайте дребезжащего звука на выдохе.Наибольшее процесс правильного выдоха похож на попытку очистить легкие, а наименьшее на надувание шарика.
  • Не забываем про полярное отверстие мундштука, эго следует закрыть свободным пальцем.
  • Правильный звук прерывист и насыщен паузами.
  • На утиной охоте охотник манит как селезня, так и крякву, но более отзывчивая на звук манка именно кряква.
  • Помните, что приманив одну утку следует подождать и не делать первый выстрел, велика вероятность появления всей стаи.
  • Лучшее время для охоты на утку с манком утро и вечер, а сочетание одной из этих пор с дождливой погодой еще более увеличивает шанс на трофей.
  • Чтобы найти утку, дайте несколько сильных голосовых подач и подождите ее ответа.
  • Не пренебрегайте маскировать открытые участки кожи (лицо, руки) кожа на фоне зелени выдает сильный контраст.