Обкатка ствола в эпоху развитых информационных сетей и баз знаний давно уже не является тайной под семью печатями. Как правильно и для чего обкатывать новый ствол рассмотрим на примере новой винтовки Browning X Bolt.
Прежде всего, обкатка ствола проводится для того, чтобы убрать механические следы фризы, при нарезке нарезов в стволе. Все стволы изготавливаются из заготовки "болванки" в которой нарезаются нарезы. Процесс нарезания осуществляется тремя видами:ковкой, протяжкой и фрезерованием.


В большинстве своем все дешевые и ширпотребные стволы охотничьих ружей изготавливаются с помощью фрезерования. После фрезерования фрезы в стволе оставляют царапины и всякого рода другие механические изъяны (кроме нарезов).
Если данные изъяны не убрать, то пуля врезаясь в нарезы будет иметь скачкообразное движение, которое в дальнейшем запустит череду разных по скорости пуль. Для избежания данного процесса производится специальная шлифовка ствола.
Шлифовка должна проводиться особыми средствами, дабы из неосторожности не увеличить диаметр канала ствола. Для этого существует несколько пар средств, которые мы рассмотрим ниже. После обкатки ствола разница в показателях кучности шокирует многих.
Потому,как каждая пуля будет проходить с одинаковой скоростью (при правильном патроне). Для справки под "правильным патроном" я имею в виду релоад патрон, ведь даже самый дорогой заводской патрон, не будет иметь такой точной и сбалансированной пороховой навески, которая даст идеальную кучность. Но даже с заводскими патронами Вы сможете сравнить результаты обкатки группой из пяти патронов, до обкатки и после. Разница по кучности будет очевидной и составит в районе 1,5-2 раза.


Ствол шлифуется и все механические следы после фрезы убираються специальной пастой, J-B Bore Bright (красного цвета),именно эту пасту следует использовать для обкатки ствола. Либо другие составы на молибденовой основе.

Для обкатки нам понадобиться:

  • Шомпол
  • Специальный твердый пластиковый ерш
  • Стандартная насадка для патчей
  • Цифровой либо механический бороскоп (желательно иметь, чтобы видеть, сколько еще нужно шлифовать)
  • Патчи (достаточно большое количество)

Процесс обкатки:

  • Первым делом на жесткий пластиковый ерш плотно наматывается патч, с дальнейшей его пропиткой пастой J-B Bore Bright. Пасту лучше равномерно наносить руками.
  • Устанавливаем ерш на шомпол и проводим около 50 равномерных проходок.
  • Далее,по новой меняем патч и наносим пасту и опять производим 50 проходок.
  • После этого при помощи сухих патчей вытираем ствол до полной чистоты.
  • Теперь нам понадобиться бороскоп, так как в зависимости от степени повреждения канала ствола может потребоваться повторить проходки до 500 раз.

В случае использования пасты J-B Bore Bright бояться увеличить диаметр ствола не следует, но и переусердствовать не стоит.

Еще раз повторяюсь, использование бороскопа не обязательно, но все же оно существенно облегчает процесс. В качестве альтернативы бороскопу остаётся трудоемкий процесс чистки>заливки сольвента>отстрела партий патронов>вывода меди и так по кругу. В таком круговороте траться патроны, время на чистку и нервы.
В среднем стандартный ствол с завода требует более 200+ проходок, стволы которым достаточно 100 проход очень редки. К таким,первично обкатанным зачастую относятся кастомные ружья. На мой подопытный ствол ушло 450 проходок и заняло более 3-х часов работы.


Обкатка нелегкий процесс, требующий умения, опыта и специальных инструментов, но взамен она увеличит живучесть ствола и кучность, тем же кто не желает заниматься маханием шомполом на протяжении целого дня, можно просто обратиться в оружейную мастерскую.